Get Adobe Flash player

Лето — это не только солнце, дача, речка, парк, развлечения и отдых. Лето — это дороги. Дорога утомляет не только водителя, но и пассажиров. Можно, конечно, отвлечь ребёнка смартфоном. Но можно обойтись и без него, если вы хотите провести это время вместе с ребёнком, а не отгородившись от него.

Словесные игры

В дороге можно играть в самые разные словесные игры в зависимости от возраста участников и от ваших собственных предпочтений.

 «Ты поедешь на бал?». Эту игру из детства (или ее вариации) многие взрослые смогут вспомнить. Основное правило игры – «да» и «нет» не говори, черное и белое не носи. Ведущий начинает с вопроса: «Ты поедешь на бал?». А потом можно задавать разнообразные вопросы: На машине? На карете? На чем? Какого цвета платье? А туфли черные? И т. д. Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры или меняется местом с ведущим.

«Я беру с собой в дорогу…». Один игрок водит. Он задумывает правило, по которому предметы делятся на две группы — то, что он «возьмёт с собой в дорогу», и все остальное. Правила могут быть самые разные, от очень простых — типа «беру все шарообразные предметы», до весьма хитрых — типа «съедобное, начинающееся с гласной». Водящий начинает игру, давая правильный пример: — Я беру с собой в дорогу (всё круглое)… арбуз!

— А ты возьмёшь с собой… банан? — Нет!

— А апельсин? — Да!

— А мяч? — Да!

— А автомобиль? — Нет.

— А ручку? — Нет.

Четвёртый лишний. Ведущий загадывает три слова из одной группы предметов и четвёртый — из другой. Остальные должны угадать, что лишнее. В этой игре важно не только угадать лишнее, но и объяснить своё решение. И если объяснение хорошее, то вполне можно признать правильным и не то решение, какое задумал автор.

Например: огурец, банан, морковка, вишня (лишняя вишня, она маленькая и не длинная, а круглая). Груша, картошка, яблоко, персик. Здесь будет лишняя картошка: это овощ, а не фрукт.

Огурец, помидор, киви, горох. Лишними могут быть и помидор — он другого цвета, и горох — он растёт в стручках, и киви — он пушистый, и огурец — он длинный.

Определения. Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а потом начинают придумывать слова и давать им смешные определения.

Например, все придумывают слова, начинающиеся на «К».

— Это много веток, оно меньше, чем дерево (куст).

— Это очень колючее растение из пустыни (кактус).

— Это очень кислая красная ягода (клюква).

— Это часть обуви, бывает очень высокий и тонкий (каблук).

— Это напиток, похожий на кофе с молоком по цвету (какао).

«Шнуцать». Водящий загадывает глагол и заменяет его словом «шнуцать». Остальные игроки должны задавать вопросы и отгадать глагол. Вопросы развёрнутые, единственное ограничение — всегда заменить глагол (и производные) словом «шнуцать».

Например, загадано «завтракать»:

— Что нужно, чтобы качественно пошнуцать? — Ложка, вилка и нож.

— Когда чаще всего шнуцают? - По утрам

— У шнуцающих есть профессиональный праздник? - Нет.

- Что делают, перед тем, как по шнуцать? – Моют руки.

Тройная чепуха. Каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трёх и более слов таким образом, чтобы каждое слово начиналось с выбранной буквы.

— Ультрамариновая устрица уморила усатого удава.

— Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек, крутя крабовое коллекционное колечко.

— Синий сурок скинул серый станционный след с сиреневого солнца, сушёную солёную сову, словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу.

Слова. По принципу игры в города, но тематика более простая, например, природа.

«Назови 3 (5) предметов». Игроки по очереди задают друг другу задания: «Назови 3 (5) видов фруктов, названий сказок, видов воздушного транспорта, головных уборов, предметов мебели и т. д.». Список заданий практически не имеет конца, а их количество и сложность зависит от возраста и кругозора играющих.

Банка. Сначала назначается размер банки и начальная буква слов. А потом игроки по очереди называют предметы или живые существа на выбранную букву, которые можно поместить в эту банку. Повторяться нельзя. Кто не может придумать слово – выбывает.

Я возьму с собой в поход. Игроки по очереди называют предметы, которые они берут с собой в поход, начиная с фразы "я беру с собой в поход" и повторяя все предметы по порядку, которые были названы с самого начала.

Например:

- Я беру с собой в поход термос.

- Я беру с собой в поход термос и фонарик.

- Я беру с собой в поход термос, фонарик и кепку...

«Отгадай число». Одним игроком задумывается число от 1 до 10 (20, 100), что зависит от уровня подготовки ребенка, а второй его угадывает. Когда называется неверный вариант числа, нужно сказать «нет - больше» или «нет - меньше». Чем быстрее будет угадано задуманное число, тем «круче» результат. Числа загадываются игроками поочередно.

 «Скажи какой». Предлагается слово (существительное), к которому нужно придумать как можно больше признаков. Кто назовет больше прилагательных, тот и выиграл.  Делать это можно по очереди. Тогда победителем будет тот, кто придумает и назовет признак последним.

Например, «цветок» (садовый, полевой, душистый, ранний, весенний, любимый, желтый, пестрый, большой, махровый, долгожданный, капризный, комнатный и т. д. Одних цветовых оттенков можно назвать бесчисленное множество).

Очень большой плюс таких словесных игр в том, что никаких игровых атрибутов они не требуют, а развивающий эффект от них большой. А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!

Большим плюсом словесных игр является то, что они не требуют никаких атрибутов, при этом  хорошо пополняют словарный запас ребенка, расширяют его кругозор.

Игры – фантазии в транспорте.

Моя новая машина. Ведущий загадывает число, и все вместе считают встречные транспорт. Тот что выпадет на загаданное число - считается новым автомобилем ведущего. Особенно забавно, если это окажется какой-нибудь мусоровоз.

Капли дождя наперегонки. Во время дождя выбрать себе по капле на окне и следить, чья капля первая спустится сверху вниз.

Радуга из машин. Собрать радугу из проезжающих мимо автомобилей. Сначала ищем красную, затем оранжевую и т.д.

Угадай водителя. Попытаться отгадать, кто за рулем автомобиля впереди. Обсудить детали внешности: возраст, пол, цвет и длину волос, наличие очков и головного убора. А при обгоне проверить, кто был ближе к истине и весело помахать водителю.